Горячая линия образовательного учреждения

Телефон: 8(812)560-05-63

Оставить вопрос
Зрение

Программы, проекты, практики музея

 

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, важнейшие из которых основываются на гражданственности и патриотизме.  В настоящее время крайне необходимо укреплять национальные ценности России в современном мире, и этого невозможно достичь без осознания нами своей традиционной культуры и обращения к историческому наследию, завещанного нам предками. Вместе с тем и в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ОО) указывается на необходимость «приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности». В связи с чем, одной из самых актуальных задач современной школы является создание благоприятных условий для формирования личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические и духовные ценности.

Школьный музей, обладающий огромным образовательным и воспитательным потенциалом, формирует эти ценности, воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему и создает у учащихся целостное отношение к культурно-историческому наследию.

В нашем музее ведется масштабная работа в рамках музейной педагогики и достаточно успешно реализуются такие музейные образовательные практики как: проект «Музей открытого доступа», «Бенефис одного предмета», пешеходные образовательные экскурсии, музейно-педагогические занятия, квесты, обзорные экскурсии по музею, поисково-исследовательская деятельность.

В рамках совместной работы отделения дополнительного образования и школьного музея реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Никто не забыт, ничто не забыто».  Программа имеет военно-патриотическую направленность по углублённому уровню освоения, направлена на формирование патриотического сознания подрастающего поколения как важнейшей ценности и одной из основ духовно-нравственного единения общества. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»  носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края – это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений.

На сегодняшний день музейные образовательные практики нашего музея «Истоки жизни – Невская застава»  имени О.Ф. Берггольц стали уникальным ресурсом для личностно ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества. В связи с чем, в нашей образовательной организацией создается четкая действенная система интеграции музейных образовательных практик в учебно-воспитательное пространство. Коллекция музея насчитывает более 2000 экспонатов основного и более 500 экспонатов вспомогательного фонда. Среди экспонатов музея - редкие издания книг О.Ф. Берггольц. Кроме того, наш музей оснащен современным техническим оборудованием, позволяющим использовать современные интерактивные технологии, которые включают в себя разработку электронных экспозиций музея, создание обучающего информационного контента и формирование игровых зон. С помощью современных технических средств появилась возможность даже небольшое школьное исследование презентовать на сенсорно-управляемом электронном киоске или программируемой дистанционно управляемой телевизионной панели. Современная техника помогает школьникам сделать свои экскурсии интересными, наполнить музей голосами и образами эпохи.

С сентября 2019 года в образовательной организации реализуется программа «Интеграция образовательных практик школьного музея в учебно-воспитательное пространство образовательной организации» (Программа).

С января 2020 года в образовательной организации в рамках Программы развития школы реализуется проект «Интерактивный школьный музей: пространство цифровых образовательных технологий». На современном этапе школьный музей – ценностно-ориентационный компонент всей системы образования. Поисково-исследовательские задания, экскурсионная деятельность, сбор материала, обработка фондов, оформительская и агитационная работа, инновационно-проектная деятельность – вот далеко не полный перечень деятельности в школьных музеях. Однако существуют и определенные проблемы в современном школьном музее в традиционном его понимании. Обычно посещение музея предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов. Участники слушают, смотрят, перемещаются по объекту, но при этом могут весьма поверхностно воспринимать увиденное. В связи с этим возникла необходимость в модернизации музейного пространства, чтобы не только привлечь в музей как можно большее количество воспитанников, но сделать так, чтобы дети испытывали потребность возвращаться сюда неоднократно (Проект).

С января 2020 года в школьном музее реализуется творческий проект «Ожившие страницы истории: О.Ф. Берггольц», целью которого является краткое знакомство с биографией и творчеством О.Ф. Берггольц через «живой» фотоальбом как информационный источник данных школьного музея, позволяющий изучить механизмы ретрансляции событий, значимых для истории (Проект).

С октября  2020 года в школьном музее реализуется творческий проект "Школьный музейный альманах", целью которого является создание школьного музейного альманаха «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ», Ольга Берггольц: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом, я не геройствовала, а жила…»  как информационное продвижение школьного музея" (Проект).

С сентября 2021 года в нашем учреждении реализуется программа «Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения" (Программа, Мастер-класс) и проект "Доступность социокультурной среды для различных категорий лиц с ОВЗ в школьном музее". Мы делаем культурное наследие Ольги Берггольц доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья. С помощью нашего музея, с помощью деятельности, направленной на сохранение исторической памяти, мы хотим не только внести свой вклад в развитие патриотизма у подрастающего поколения, но и воспитать в учащихся эмпатию и убрать барьеры при общении со сверстниками с ОВЗ. Мы хотим, чтобы наши учащиеся поняли, что дети с ОВЗ не должны быть изолированы в своих узких сообществах, а вполне могут быть вовлечены в обычную активную жизнь. В будущем наши воспитанники в своей профессиональной деятельности не будут воспринимать отсутствие зрения или слуха как барьер для профессиональной коммуникации в процессе работы.