Методическая работа
Методическое пространство – «это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса»
М.М. Поташник, д-р пед. наук, профессор, член корреспондент РАО
ТЕМА методической работы ГБОУ школы №340 Невского района Санкт-Петербурга на 2024-2025 учебный год: "Формирование единого инновационного образовательного пространства школы: от ФГОС к новому качеству".
Современная школа стремится к качественно новому уровню образования, опираясь на актуальные ФГОС НОО, ООО и СОО. Для достижения этой цели необходимо создать единое инновационное образовательное пространство, объединяющее всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей и администрацию. Ключевым элементом этого пространства является методическое пространство, которое представляет собой живую систему, взаимосвязанных мер, нацеленных на повышение качества образования. Это не просто набор методических материалов, а целостный подход, основанный на последних достижениях науки, педагогической практики и передовом педагогическом опыте. Методическое пространство играет роль "двигателя" в повышении квалификации и профессионального мастерства каждого педагога. В его рамках осуществляется: Систематическое повышение квалификации: педагоги участвуют в семинарах, конференциях, мастер-классах, вебинарах, проходят стажировки в ведущих образовательных учреждениях. Развитие профессиональных компетенций: педагоги осваивают новые технологии обучения, методы дифференцированного обучения, инструменты оценки достижений учеников, участвуют в разработке и внедрении инновационных образовательных программ. Создание командной работы: педагоги обмениваются опытом, взаимодействуют в профессиональных сообществах, работают в творческих группах над реализацией общей цели. Стимулирование творческого потенциала: педагоги получают возможность реализовать свои идеи, участвовать в конкурсах, публиковать свои работы, получать отзывы и рекомендации от коллег. Результатом этого методического движения становится не только повышение квалификации педагогов, но и изменение самой сущности образовательного процесса: Повышение качества образования: ученики получают более глубокие и практически применимые знания, развивают ключевые компетенции, необходимые для успешной жизни в современном мире. Индивидуальный подход: каждый ученик получает возможность развиваться в соответствии с своими способностями и интересами. Развитие творческой активности: ученики стают активными участниками образовательного процесса, инициативными и креативными личностями. Создание единого инновационного образовательного пространства школы – это сложный, но необходимый процесс, который требует активного участия всех членов школьного сообщества. Однако результат стоит всех усилий: это новая модель образования, направленная на воспитание творческой, компетентной и самостоятельной личности.
Методическая работа ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга представляет собой систему, состоящую их трех взаимосвязанных пространств:
- организационно-управленческое;
- учебно-методическое;
- научно-методическое.
1. Организационно-управленческое пространство — это уровень стратегического управления, работу которого координирует Методический совет школы.
Основным принципом организации деятельности организационно-управленческого пространства являются соуправление (каждый педагог задействован в управлении через составление планирования, организации учебно-воспитательного процесса).
2. Учебно-методическое пространство представляет собой информационно-аналитический уровень управления деятельностью методической работы, включающий в себя мониторинг качества знаний, компетенций и результативность ученических достижений.
3. Научно-методическое пространство – это уровень тактического управления, который включает в себя работу предметных кафедр, аттестационных комиссий, профессиональный рост педагогов школы.
Задачи методической работы:
- оказать помощь учителям в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
- изучить и внедрить передовой педагогический опыт;
- ознакомить с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
- непрерывно самообразовываться учителю и повысить уровень профессионального мастерства;
- включить учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в научно-исследовательскую деятельность;
- оказать реальную действенную помощь учителям, которые в ней нуждаются;
- достичь оптимальный уровень образования, воспитанности и развития школьников.
Содержание методической работы в школе формируется на основе:
1. Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.
2. Устава школы, локальных актов («Положение о научно-методическом совете», «Положение о предметных кафедрах), Программы развития школы, ежегодного плана работы школы.
3. Новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих уровень научно-методического сопровождения образовательного процесса.
4. Диагностики и мониторинга состояния образовательного процесса, уровня обученности, воспитанности и развития обучающихся, помогающие определить основные проблемы и задачи методической работы.
5. Использования информации о передовом опыте методической службы в других школах РФ.
Структура методической системы:
- педагогический совет
- научно-методический совет
- психолого-педагогическое сопровождение
- заместители директора по УВР, ВР
- библиотечно-информационный комплекс
- предметные кафедры: начального образования; математики и информатики; естественных наук; общественных наук; русского языка и литературы; иностранных языков; физической направленности; классных руководителей; школа молодого специалиста
Педагогический совет школы - главный орган, определяющим стратегию работы педагогического коллектива и мобилизующим его усилия на повышение уровня учебно-воспитательного процесса, на выполнение задач повышения профессионализма учителя. Вопросы организации, координации научно-методического обеспечения образовательного процесса находятся в компетенции Научно-методического совета школы.
Научно-методический совет школы - коллегиальный орган управления по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса школы, целью деятельности которого является совершенствование научно-методической системы школы, направленной на повышение качества образования, создание условий для оптимальной организации образовательного процесса и развития профессионального потенциала педагогического коллектива школы.
Предметная кафедра - коллективный орган школы, организующий работу учителей-предметников и классных руководителей, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию творческого потенциала.
Состав научно-методического совета школы: администрация школы, руководители предметных кафедр, актив учителей.
Нормативно - правовые документы и инструктивно-методические письма:
- Положение о Научно-методическом совете ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга;
- Положение о предметных кафедрах ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга;
- Положение о портфолио Педагога ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга;
- Приказы школы;
- План методической работы ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга;
- Информация о реализуемых учебно-методических комплексах;
- Информация об использовании электронных учебно-методических комплектов;
- Аналитико-статистическая справка о результатах методической работы ГБОУ школы № 340 Невского района Санкт-Петербурга» в 2023-2024 учебном году
Федеральный уровень:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, ст., ст.20, ст.27, ст.28, ст.47)
- Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года
- Приказ Минздравсоцразвития России №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Реестр примерных основных общеобразовательных программ
- ФГОС
- Приказ Минпросвещения России от 27.11.2018 N 247 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования»
- Приказ Министерства Просвещения от 06.02.2019 г. № 64 «О федеральном учебно-методических объединениях по общему образованию»
- Распоряжение от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
- Приказ Министерства Просвещения от 06.09.2022 г. № 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения…» (ссылку на документ сделать, документ есть)+
- Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» от 8 апреля 2022 г. № ПК-1вн (ссылка https://smp.edu.ru/concept)
Региональный уровень:
- Концепция региональной модели методического сопровождения педагогических работников Санкт-Петербурга от 23.09.2019 г.
- Распоряжение Комитета по образованию от 08.04.2022 № 746-р «О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга».
- Распоряжение Комитета по образованию от 29.11.2023 №1520-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 08.04.2022 №746-р».
Районный уровень:
- Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.06.2022 №2701-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.06.2022 №2701-р".
- Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.06.2022 №2701-р «Об организации системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Невского района Санкт-Петербурга».
Школьный уровень:
- Положение о научно-методическом совете
- Положение о предметных кафедрах
- План методической работы на 2024-2025 уч.г.